Репортаж

 

 logo avtoelen

Как понять, что аккумулятору пора на покой до его «смерти»?

akbДо зимы остались считаные дни. А это значит, что наступает пора очередей за аккумуляторами. Если совсем недавно вы стали обладателем подержанного автомобиля, а его источник питания еще ни разу не заставил вас усомниться в его работоспособности, советуем вам не расслабляться. Вполне возможно, что с наступлением трескучих морозов он может выйти из строя. Однако это можно предвидеть. Причем сделать это просто самостоятельно в два счета и без каких-либо затрат!
Собственно говоря, это материал не для вас, если вы только что приобрели новый, только что сошедший с конвейерной ленты автомобиль. Однако если совсем недавно вам посчастливилось приобрести подержанную машину, учтите, что ее прежний хозяин мог оборудовать ее парой электронных «штучек», которые могли быть подключены таким образом, что втихую подъедали энергию из аккумулятора, когда машина стояла в бездействии в гараже или на стоянке.
Итак, возникает логичный вопрос: как определить до наступления морозов, что аккумулятор готов вот-вот разрядиться? Ответ крайне прост: необходимо всего лишь замерить ток, который ваш автомобиль потребляет от батареи в режиме покоя.

Как отключается автомобиль?                                                       

Для начала необходимо раскрыть тему потребления тока вашим боевым конем в условиях неработающего мотора. Современные автомобильные потребители тока не становятся безжизненными в тот момент, когда вы вынимаете ключ из замка зажигания точно по щелчку пальца. Они словно медленно угасают. Такая техника отключения автомобиля необходима, чтобы после остановки машины ее система самостоятельно продиагностировала себя.
Вы покинули салон автомобиля, активировали сигнализацию и думаете, что ваша машинка уснула мирным сном младенца, однако это вовсе не так. На самом деле происходит вот что – батарею медленно, но верно покидает ток в размере нескольких ампер – невероятный показатель для автомобиля в бездействии! Если так будет продолжаться в течение всей ночи, пока вы спокойно спите в своей постели, утром вы рискуете просто не завести машину. Но не стоит волноваться, так как такая система предусмотрена разработчиками! Интенсивность вытекания тока из аккумулятора затухает в течение интервала от нескольких минут до примерно получаса (зависит от марки и модели вашей машины), снижаясь до предусмотренных значений режима «отдыха».
А теперь, поскольку мы разобрались с принципом потребления тока автомобилем в режиме простоя, пришло время перейти к выяснению того, какие показатели в режиме сна демонстрирует аккумулятор вашей машины. Наша цель заключается в том, чтобы определить силу тока в машине с соблюдением следующих условий: она должна стоять на сигнализации, все двери должны быть закрыты до упора (закрыты, а не прикрыты), это же касается капота и багажника, а также никто не должен находиться в салоне. Только таким образом можно заставить систему автомобиля перейти в режим покоя.
Особенность подключения измерителя тока заключается в том, что крайне важно не прервать электрическую цепь. Это значит, что нужно не просто снять массовый провод с батареи и подключить амперметр к проводу и клеммой аккумулятора, а сделать это без даже секундного отключения батареи. Чем грозит разрыв электросети? Солидными погрешностями в ходе измерения. Разрыв цепи АКБ скорее всего приведет к долгому переходу электросистем машины в режим сна, а также сбросит память магнитолы и прочие настройки.

Измерение

Для того, чтобы приступить к нехитрой работе, потребуются следующие материалы:
1. Мультиметр, активированный в режиме миллиамперметра.
2. Два отреза многожильного электрического провода примерно в метр каждый с сечением примерно 0,5-0,75 мм.

Далее необходимо защитить при помощи ножа изоляцию у каждого куска с каждой стороны электропровода. Одну сторону на четыре сантиметра, а другую – на десять.

Концы проводов, которые были оголены на четыре сантиметра, нужно соединить, скрутив их 2-3 оборота. Обратите внимание, что скручивать слишком туго не нужно. Нужно только захватить провода, чтобы потом их можно было легко рассоединить.
Далее нужно вынуть ключ из замка зажигания. Ослабить ключом на 10 гайку, которой затянута минусовая клемма батареи. Не снимая зажим с клеммы, а лишь слегка приподняв его, плотно наматываем защищенный на 10 сантиметров отрезок одного провода на клемму аккумулятора, которая расположена под зажимом провода. А защищенную часть другого провода наматываем на зажим силового кабеля, а конкретно – на его оголенный участок.
Затем нам необходимо вывести провода, которые мы скручивали, за пределы капота. Удаляем зажим с показателем «минус» с минусовой клеммы, убрав его в сторону так, чтобы он не дотрагивался до клеммы батареи – электрическая система автомобиля будет под напряжением, т.к. мы предусмотрительно скрутили четырехсантиметровые концы. Затем спокойно закрываем капот до упора и включаем сигнализацию. Примерно на полчаса оставьте машину в покое, чтобы все ее системы могли полностью отключиться.
Через полчаса практически все современные модели полностью погружаются в режим «сна». Подавляющему большинству моделей достаточно всего 15 минут. Однако мы перестраховываемся. Включаем мультиметр в режиме измерения тока и устанавливаем предел в 200 миллиампер. Берем торчащие из-под капота концы скрученных частей электропроводов (те, что четырехсантиметровые) и прикручиваем к рогам мультиметра, не разъединяя между собой. Плюс и минус значения не имеют. После этого необходимо аккуратно рассоединить провода, настолько ювелирно, чтобы они при этом не соскользнули с рогов мультриметра. В тот же миг на экране мультиметра появятся заветные цифры, которые покажут вам, как много потребляет ваша машина реального тока в миллиамперах в режиме покоя.

Однако процесс не закончен!
1. Снова аккуратно скрутите четырехсантиметровые концы проводов!
2. Отключите мультиметр.
3. Наденьте зажим штатного силового провода на клемму аккумулятора.
4. Отсоедините провода.

Итак, мы получили значение. Теперь нужно разобраться в том, о чем оно свидетельствует. Учитывая тот факт, что для разных моделей и марок автомобилей различна емкость аккумуляторов, а также различается периодичность использования автомобиля, варьируется температура и прочие параметры, четко обозначенных рекомендаций нет. Однако есть некий «среднестатистический автомобиль», на который можно опираться. Смотрим:
1. Менее 20-30 миллиампер. Для машины в режиме «сна» с единственным работающим прибором (сигнализацией) – это нормальный показатель. Такой автомобиль может довольно длительное время (в течение двух недель) находиться в простое, а потом с легкостью завестись.
2. 50-80 миллиампер. Превышение нормы. Однако если ваша машина помимо системы сигнализации оснащена продвинутой аудиосистемой или чем-то вроде этого – то это почти нормально. Тем не менее, в течение нескольких суток машину со старой батареей лучше не оставлять, т.к. она рискует не завестись.
3. Более 100 миллиампер. Для подавляющего большинства машин такой показатель – это признак серьезной неисправности электрического оборудования. Подумайте, не установлены ли на вашем автомобиле некачественные устройства? Вам необходимо отвезти машину к автоэлектрику.
Если вы эксплуатируете своего боевого коня ежедневно и летом, то скорее всего даже не заметите никаких признаков назревающей проблемы. Но в зимний период достаточно оставить без внимания машину на один или два дня, чтобы понять, что срочно пора вставать в очередь за новым аккумулятором!